12 человек, подписавшихся работниками ОАО «Международный аэропорт «Уфа» (далее МАУ – прим. ред.), написали две коллективные жалобы в прокуратуру и Следственный комитет России. Они обвиняют руководство аэропорта в нарушении закона и коррупции при подготовке к строительству нового международного терминала. ProUfu.ru разбирается в ситуации.
Земля Kronospan'а
РћРґРЅР° РёР· жалоб написана РЅР° РёРјСЏ председателя СКРАлександра Быстрыкина. РћРЅР° связана СЃ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј аэропорта СЃРѕ скандально известным РІ регионе РћРћРћ «Кроношпан Башкортостан». Активисты РїСЂРѕСЃСЏС‚ проверить, насколько правомерно руководство РњРђРЈ РІ августе этого РіРѕРґР° передало РІ субаренду австрийской компании 4 РіР° земли около аэропорта. РќР° ней Kronospan хранит оборудование, которое РЅРµ может использовать РёР·-ВР·Р° неутихающего общественного протеста РІРѕРєСЂСѓРі строительства завода.
Как следует из жалобы, земля находится в федеральной собственности, и передача в субаренду должна быть согласована с территориальным управлением Росимущества. Однако руководство МАУ не уведомило о своих действиях федеральное ведомство. Таким образом, считают заявители, МАУ «неосновательно обогатилось» более чем на миллион рублей. Аэропорт «самовольно распорядился имуществом», и сделка с Kronospan'ом «является ничтожной с момента ее совершения», значится в заявлении.
КоррупцияВ-реконструкция
Вторая жалоба написана на имя Приволжского транспортного прокурора Сергея Белова. Заявители просят провести проверку законности расходования средств на проект нового международного терминала.
Напомним, он был разработан еще в первой половине этого года питерским институтом «Ленаэропроект». Новый терминал должен был располагаться на удалении от действующего аэровокзального комплекса около деревни Локотки. Стоимость проекта составила порядка 110 миллионов.
Однако региональные власти неожиданно решили изменить концепцию реконструкции, пристроив новый терминал к действующему и увеличив его площадь до 16 тысяч кв. метров. Как следует из жалобы, «Ленаэропроект» «по просьбе МАУ» доработал проект. Он подорожал на 20 миллионов. Однако в июне аэропорт отказался от услуг «Ленаэропроекта» «в одностороннем порядке без объяснения причин». В этом же месяце МАУ «без проведения торгов» отобрал нового проектировщика и застройщика – ООО «Промстройкомплект», ставшего единственным участником объявленного конкурса. Стоимость нового контракта по проекту составила 57 миллионов, а по самому строительству – 880 миллионов. Вместе с тем для строительства и проектирования аэропорт в начале года привлек кредит Сбербанка на 620 миллионов. Под залог пошло все имущество аэропорта общей стоимостью 2 миллиарда рублей.
Аналогичные факты изложил РІ СЃРІРѕРёС… письмах депутат Госдумы Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ партии СПРАВЕДЛР?Р’РђРЇ Р РћРЎРЎР?РЇ Михаил Сердюк. РћРЅ обратился Рє министру транспорта Р РѕСЃСЃРёРё Рњ. Соколову, генпрокурору Р®. Чайке, председателю Следственного комитета Рђ. Бастрыкину, Р° также Рє замминистра экономического развития Рћ. Дергуновой.
Рейдерский захват?
«Должностными лицами ОАО МАУ используется схема рейдерского захвата предприятия, – отмечается в жалобе в транспортную прокуратуру. – Заключены дважды необоснованные договоры на проведение проектных и строительных работ на сумму, превышающую сумму кредита. Предприятие загоняют в кабалу, оно не в состоянии будет производить оплату по кредиту и процентам, одновременно возникнет задолженность перед подрядчиками. Впоследствии кредиторскую задолженность… выкупит некое юридическое лицо, которое выведет ликвидное имущество по заниженной стоимости, становясь собственником «лакомых» активов».
В уфимском аэропорте BONUS'у заявили, что считают коллективную жалобу «анонимкой». Как сообщили в ОАО «МАУ», все работники, упомянутые как авторы жалобы и работающие в настоящее время в компании, сказали, что «не имеют к данному документу никакого отношения и ничего подобного никогда не писали».
РќР° площадке около поселка Локотки, РіРґРµ изначально должны были построить новый терминал, планировалось также возвести Центр деловой авиации. Германская компания Gebr. Heinemann намерена была инвестировать РІ проект 25 миллионов евро. Оператором центра должно было стать РћРћРћ «АэроинвестВУфа», которое возглавляет бывший директор аэропорта Рамиль Тимиргазин. РўРѕРіРґР° инвесторы РЅРµ дождались определенности РѕС‚ правительства республики, власти предполагали построить международный терминал РЅР° этой территории, поэтому тянули СЃ оформлением земли. Р’ прошлом РіРѕРґСѓ были озвучены РІСЃРµ параметры проекта, однако теперь РѕРЅ заморожен. РџРѕ данным BONUS'a, власти РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ определиться, нужен ли РёРј этот центр. Получается, республика РёР·В-Р·Р° своей столь долгой неопределенности потеряла более миллиарда рублей инвестиций.
В
Каким будет новый терминал?
По вопросу реконструкции аэропорта – также немало вопросов. В распоряжении BONUS'a оказались замечания Главгосэкспертизы по новому проекту международного терминала. Они изложены на 37 страницах. При разработке важного для республики объекта проектировщик, например, провел недостаточно полную оценку опасности развития карста.
Также не представлены расчеты на аварийную ситуацию, сведения по системе пожарной безопасности на объекте. Огромное количество замечаний проектировщик получил и по разделам об охране окружающей среды и санитарии на объекте.
В
Справка
ОАО «Международный аэропорт «Уфа» находится в 100% собственности республики. Уставный капитал – 187,9 миллиона рублей. Чистая прибыль за прошлый год составила 71 миллион рублей.
В
Цитата
Р?Р· интервью гендиректора аэропорта Александра Андреева газете «Коммерсантъ»:
– Кредитная нагрузка Р·Р° последние десять лет Сѓ нас минимальная — РІ среднем 1,6 млн рублей. Р’ феврале 2013 РіРѕРґР° РјС‹ открыли невозобновляемую кредитную линию РІ Сбербанке для финансирования строительства международного терминала. Активное использование этих денег начнется РІ следующем РіРѕРґСѓ. Других кредитных линий Сѓ нас нет, Рё занимать РІ 2014 РіРѕРґСѓ РјС‹ РЅРµ планируем… РњС‹ хотим создать эффективную бизнесВ-модель, направленную РЅР° увеличение прибыли РѕС‚ РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ деятельности. Какие-Вто сервисы Р±СѓРґСѓС‚ передаваться РІ аренду, РїСЂРё этом продавать РјС‹ ничего РЅРµ планируем. Планируем широко применять концессионные схемы, работать СЃ контрагентами.
В
Комментарии:
Михаил Сердюк, депутат Госдумы России:
– Ситуация, сложившаяся РІРѕРєСЂСѓРі уфимского аэропорта, вызывает РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рё требует того, чтобы РІ ней разобрались контролирующие органы. Приволжская транспортная прокуратура, РїРѕ моей информации, СѓР¶Рµ начала проверку. Думаю, должны отреагировать Рё остальные. До окончания проверок давать какую-Вто оценку действиям властей будет неправильно. Время покажет, кто прав, Р° кто виноват.
В
Р?льяс РњСѓРЅРёСЂРѕРІ, председатель Государственного комитета РїРѕ транспорту Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРјСѓ хозяйству:
– РџРѕ сравнению СЃ первоначальным проектом, стоимость реконструкции уменьшилась РІ 2,5 раза. Рто связано Рё СЃ перронной частью, Рё СЃРѕ стоянками самолетов. РџСЂРё этом параметры проекта изменились РІ лучшую сторону. Р’ частности, РјС‹ планируем увеличить РїСЂРѕРїСѓСЃРєРЅСѓСЋ способность терминала СЃ 600 РґРѕ 800 пассажиров РІ час. Р’ пиковые часы РјС‹ сможем обслуживать РґРѕ 1 тысячи пассажиров. Что касается первого проекта, то РїРѕ нему необходимо было строить дополнительную РґРѕСЂРѕРіСѓ Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ терминалу, дополнительные инженерные коммуникации. Были затраты Рё РїРѕ инфраструктурной части. Р’ данной ситуации плюсы очевидны: тратится меньше, эффективность повышается. РљСЂРѕРјРµ того, РјС‹ используем СѓР¶Рµ те площади, которые Сѓ нас есть. После реконструкции наш терминал сможет одновременно принимать РґРІР° больших Рё РґРІР° маленьких самолета или три маленьких. Что касается СѓР¶Рµ потраченных денег, то результаты проведенных геодезических работ сейчас используются РІ РЅРѕРІРѕРј проекте. Рто также привело Рє его удешевлению.